- Инновации организационно-управленческие
- — нововведения в системе управления организацией, связанные с оптимизацией организации — управленческой подсистемы, систем и методов управления производственно-технологической, финансово-экономической, социально-кадровой, логистической и информационно-коммуникационной подсистемами организации.
В соответствии с Инструкцией по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации», утвержденной постановлением Госкомстата России от 22.07.2002 № 156, организационно-управленческие инновации могут осуществляться по следующим направлениям:
— разработка и реализация новой или значительно измененной корпоративной (акционерной) стратегии в организации (группе организаций);
— внедрение современных (на основе информационных технологий) методов управления организацией (имеются в виду технологии с использованием современных средств вычислительной техники и специальных программных средств для решения, например, задач бухгалтерского и складского учета, учета кадров и других видов ресурсов, планирования потребностей организации, анализа финансового состояния организации и поддержки принятия управленческих решений, систем автоматизированного документооборота организации, информационно-справочных систем для учета заказчиков, подрядчиков, клиентов и т.п.);
— разработка и внедрение новых или значительно измененных организационных структур в организации;
— нововведения в использовании сменного режима рабочего времени;
— применение современных систем контроля качества, сертификации продукции/услуг, включая использование современных отечественных и зарубежных (например, ISO 9000) стандартов качества;
— разработка новых или значительно измененных методов и приемов организации труда;
— внедрение современных систем логистики и поставок сырья, материалов, комплектующих («точно в срок») и т.п., имеется в виду широко используемая за рубежом система бесперебойного материально-технического обеспечения производственных процессов непосредственно «с колес», минуя складские хозяйства в организации;
— создание специализированных подразделений по проведению научных исследований и разработок, практической реализации научно-технических достижений (технологические и инжиниринговые центры, малые инновационные предприятия);
— организация и совершенствование маркетинговой службы в организации, включая как создание специализированных групп и подразделений, так и формирование фундаментальной концепции (стратегии) маркетинга организации;
— прочие организационно-управленческие изменения.
Инновации организационно-управленческие на уровне компании
— инновации, которые предполагают:
- введение значительно измененных организационных структур,
- применение передовых управленческих технологий,
- применение новых или значительно измененных стратегических ориентиров компании.
Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей (от А до Я). 2-е изд., доп. — Новосибирск: Сибирское научное издательство. Отв. ред. В.И. Суслов. 2008.